vineri, 6 aprilie 2018

Внедрение новых игровых форм организации досуга детей и молодёжи в библиотеке


Виктория КОВАЛЕНКО,
заведующая читальным залом
филиала Л. Украинка

В настоящее время стал очевидным тот факт, что перспективы успешного развития библиотеки могут быть только при условии использования инновационных форм работы. Инновации в библиотечной работе – это создание принципиально новых форм деятельности, выходящих за рамки обычных, стандартных видов оказываемых услуг. Это стремление  вывести профессиональную деятельность на новый качественный уровень. Такая деятельность может быть направлена как на получение нового продукта, так и на внедрение новых эффективных технологий работы.

Инновационные вкрапления присутствуют практически во всех направлениях деятельности библиотеки им. Леси Украинки, в том числе в массовой работе. К основным формам массовой работы относятся: наглядные (книжные выставки, рекламная деятельность); устные (обзоры, тематические вечера, диспуты); комплексные (день открытых дверей, книжкина неделя и т.д.). В попытке построить нашу работу по-новому мы стараемся искоренить те недостатки, которые были у нас в прошлом: работа по шаблону, использование традиционных методов и приёмов.

Современная ситуация в обществе, вызванная изменениями политического и социального характера, поставила библиотеку перед необходимостью расширения взаимодействия с читателями, определения новых целей и задач её деятельности, пересмотра своей роли и места в жизни общества.В связи с этим библиотека им. Леси Украинки развивает и предлагает новые услуги и повышает качество традиционных услуг, осваивает непривычные формы деятельности.

Важной особенностью работы библиотеки является то, что досуговая деятельность в ней понимается не только как развлекательная, но и как просветительская. В соответствии с поставленными задачами массовая работа наполняется новым содержанием. Оперативно реагируя на потребности читателей, учитывая интересы пользователей, мы постоянно внедряем новые формы работы.

Библиотека им. Леси Украинки взаимодействует практически со всеми слоями населения. Однако одним из наиболее важных направлений мы считаем внедрение новых игровых форм организации досуга детей и молодёжи в библиотеке. Находясь в постоянном взаимодействии с детской аудиторией, мы имеем возможность наблюдать, как растут и развиваются наши юные читатели, как меняются их информационные потребности. Благодаря контакту с ними мы узнаём, что интересует их сегодня.

Практика показывает, что знания, преподнесённые человеку в готовом виде, усваиваются на 50-60%, а то в чём он принимал непосредственное участие – на 90%. Мы давно обратили внимание на то, что когда мы использовали только форму подачи информации в виде монолога при проведении мероприятий, детям очень быстро становилось скучно. И это потому, что они не могли реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении. Чтобы оживить образовательный процесс мы стали вносить в него манипуляции с игрушками, которыми нас щедро одарили читатели и волонтёры. Это немного оживило процесс. Однако ненадолго. Идя по пути усовершенствования и усложнения, мы стали активно внедрять в образовательный процесс викторины, ребусы, лото, интеллектуальные игры. Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления.

На этом этапе нам опять пришли на помощь волонтёры и спонсоры, снабдив библиотеку спортивными и настольными играми, которые  дали возможность чередовать спокойную и активную фазы игры. Мы постарались использовать игры не только для развлечения, но и для  получения знаний и информации. Так благодаря спонсору Мыслицкой С.Г. мы получили в дар игры на сумму более 2000 леев. Благодаря такой поддержке мы организовали в детском зале библиотеки игровую комнату, которая с успехом продолжает выполнять поставленные задачи.

Вот, кажется, всё сложилось замечательно: игровая площадка востребована, дети проводят в ней своё свободное время, развиваются, общаются между собой. Чего ещё желать? Но время идёт вперёд. Игры устаревают. Интерес надо подкреплять чем-то новым. И на смену прежним формам приходит идея попробовать внедрить в библиотеке интерактивную, более динамичную форму игры – квест.

Квест – интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые игрокам необходимо решить или преодолеть.

Досконально изучив вопрос, мы узнали, что во многих странах мира большой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. Именно интерактивные методы, используемые при проведении квест-игр, помогают не только сформировать у детей определённый набор знаний, но и пробудить у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие. Такая форма игр позволяет активно использовать творческий потенциал участников мероприятий, придаёт мероприятиям живой, неформальный характер, расширяет кругозор и активизирует познавательные интересы. Схематично последовательный процесс развития игровых программ в библиотеке выглядит так. 


В рамках проекта Împreună pentru comunitate", который был инициирован Ассоциацией библиотекарей Республики Молдова в партнёрстве с программой Novateca, наша библиотека представила проект по организации и проведению квест-игр. После  утверждения проекта мы приступили к его разработке. Хотя в мире это направление работы библиотек с молодёжью уже активно развивается, для нас это новая форма. Нам необходимо было накопить собственный опыт.

Как уже было отмечено выше квест — это цепочка заданий, связанных между собой какой-либо тематикой, общей целью. Составляя квест, мы используем различные виды и формы заданий. Это кроссворды, лабиринты, загадки, ребусы, пазлы, эстафеты и многое другое. Чем разнообразнее и креативнее задание, тем интереснее его выполнение.

К наиболее простой форме можно отнести викторины. Мы часто используем их  при проведении различных мероприятий. Дети привыкли к ним и как правило викторины  не вызывают у них больших затруднений. Поэтому в квесте они должны быть особенно интересными и увлекательными. Сложности добавляет тот факт, что дети постоянно требуют новых видов заданий. Чтобы освоить новинки в квестах,  мы изучаем опыт наших коллег в сети Internet, работаем над созданием собственных конкурсов, модернизируем уже известные.

Следует отметить, что составление квеста  не только увлекательная работа, это работа, требующая определённых творческих способностей,  фантазии, смекалки, пространственного воображения. Это многочасовой поиск, размышление, выстраивание логической цепочки необходимых действий, организация и сбор всех необходимых предметов для проведения квеста, организация группы, реклама и, конечно, приобретение подарка-сюрприза, которым традиционно заканчивается игра. Одним словом за проведением квестов стоит огромная работа библиотекарей. Всё это направлено на то, чтобы разнообразить досуг наших читателей, креативными методами развивать когнитивные свойства личности.