Виктория КОВАЛЕНКО,
заведующая читальным залом
библиотеки им. Леси Украинки
Ни для кого не секрет, что каждый народ познаёт и реализует себя через искусство и литературу и по мере этого самопознания жизнь каждого отдельного человека становится яснее и проще. Поэтому для национальных библиотек так важно неустанно поддерживать интерес сограждан к национальной литературе, которая несёт в себе и сохраняет историческую память и духовный опыт народа, воспевает красоту и силу его языка, национальных традиций и обычаев.
Несмотря на стремительное развитие техники, совершенствование новых форм и методов получения информации через всемирную сеть Интернет люди по-прежнему тянутся к книге. Конечно, интерес этот в большей степени присущ людям старшего поколения, но и молодёжь, делая свой выбор, при использовании источника информации, нередко отдаёт предпочтение «живой» книге.
Украинская библиотека им. Леси Украинки, являясь своеобразным мостиком между читателем и книгой, преследует такие цели как:
– повышение интереса украинского сообщества к национальной книге;
– приобщение к чтению книг и периодических изданий на украинском языке в читальном зале библиотеки;
– возрождение престижа чтения;
– пропаганда новинок и лучших образцов литературы на украинском языке;
– стимулирование инициативы и творчества читателей путём проведения художественных выставок и тематических мероприятий;
– создание и укрепление имиджа библиотеки как информационно-культурного центра;
– создание привлекательных форм культурно-досуговой деятельности читателей библиотеки и др.
Планируя деятельность библиотеки на месяц, год, библиотекари стараются охватить все возрастные категории наших читателей, стремятся не оставить без внимания ни самых маленьких, ни самых старших.
И все же на особом счету у нас дети дошкольного и младшего школьного возраста. И это не спроста. Ведь дети, как известно, наше настоящее и наше будущее. С ними связаны наши главные мечты о мире и счастье.
Детство – это тот период жизни, когда формируется позитивное отношение к книге, вырабатывается привычка, а затем и потребность в чтении. А чтение, в свою очередь, помогает ребёнку войти в мир большой литературы, и даёт уникальную возможность лучше узнать и понять другого человека.
Но не всё так гладко на самом деле и жизнь вносит свои печальные коррективы. Так, не секрет, что общий уровень посещаемости библиотек школьниками снижается. Дети пользуются книгой на занятиях в школе, с книгой работают дома при подготовке домашних заданий, при подготовке сообщений и рефератов, но читают художественную литературу редко. Детский читательский негативизм вызывает тревогу и у родителей, и у учителей, и у нас – библиотекарей. Казалось бы, равнодушных нет, а ситуация по-прежнему вызывает тревогу.
Вот поэтому особо пристальное внимание работники библиотеки стремятся уделить именно малышам. С этой целью с 2006 года мы стали плотно сотрудничать с украинским детским садом «Калинка». За два минувших года мы приняли участие в нескольких совместных мероприятиях таких как «Книжкина неделя», «Шевченковские Дни» и других. Нами разрабатывается программа мероприятий в группах. Проведены литературные часы на самые различные темы.
Литературный час под названием «Кошкин дом» дал возможность ребятам поговорить об одном из наиболее любимых ими животных – о кошке. От работника библиотеки они узнали о появлении и распространении кошек на африканском и европейском континентах, о прародителях кошек, об одомашнивании этих животных. Краткие сведения о физиологии кошки помогли ребятам лучше понять особенности поведения своего младшего друга. Ребята рассказывали весёлые истории о своих питомцах, а в заключении все малыши приняли участие в конкурсе на лучший рисунок кошки.
Литературный утренник на тему «Поможем героям попасть в свою сказку» состоял из театрализованного представления сказок «Котик и петушок», «Коза-дереза» и «Три поросёнка», викторины, в которой участникам предлагалось по картинке с изображением художественного персонажа узнать из какой сказки он прибыл на воображаемый бал сказочных героев и песенного конкурса двух команд, соревновавшихся в исполнении песен из экранизированных сказок.
Час рассказа по книге Е.Д. Васильева «Рыбы – обитатели водных просторов» входил в цикл мероприятий под общим названием «Про всё на свете и про тебя». Работник библиотеки познакомил ребят с невероятным многообразием обитателей подводного мира, в котором рыб насчитывается около 24 тысяч видов. Рассказал об особенностях внешнего облика рыб, образа жизни и поведения наиболее интересных представителей, обитающих в водных просторах.
Для наших юных читателей, которые мечтают о лаврах начитанных и эрудированных собеседников, мы провели литературную викторину «Подводный мир», состоящую из 17 вопросов разной сложности.
В старшей и подготовительной группах детского сада «Калинка» проведены литературные часы, посвящённые очередной годовщине со дня рождения великого украинского поэта и художника Т.Г. Шевченко.
За основу был взят отрывок из повести Степана Васильченко «В бурьянах». Дети с интересом слушали о том, как безудержная сила вела маленького мальчика к знаниям, как формировалась любовь к устному народному творчеству, какими разносторонними способностями от рождения был наделён юный Тарас.
Основным лейтмотивом диспута «Мы в ответе за тех, кого приручили» явилась мысль о том, что мы, живущие на Земле – люди и птицы, рыбы и звери – тесно связаны. Оберегая своих домашних питомцев, мы должны столь же бережно обращаться со всем окружающим миром. Мы – его часть, он влияет на нас, а мы на него. И нужно помнить всегда, что мы в ответе за тех, кого приручили.
Эти и многие другие мероприятия тщательно и с интересом готовят и проводят работники нашей библиотеки в детских садах, школах и лицеях города. Каждое такое мероприятие сопровождается выставкой литературы по данной теме и использованием наглядного материала: карточек, плакатов. С их помощью ребята легче и с большим интересом воспринимают услышанное и увиденное. Так, например, особый интерес вызвали плакаты «Подводный мир» и «Кошкин дом» предназначенные для совместного коллективного творчества. Дети с удовольствием заполняли своими рисунками созданное библиотекарем на листе ватмана художественное пространство, соответствующее данной теме.
На мероприятиях мы знакомим детей с книгой, учим их слушать, слышать и осознавать. И не беда, что многие дети младших групп ещё не умеют читать – им всего 3-4 года. Сегодня они рассматривают яркие картинки и слушают рассказы библиотекаря, ведь ребёнок воспринимает книгу сердцем, но это происходит только тогда, когда взрослый делает это с удовольствием. И мы стараемся вложить в этот процесс частичку своей души, чтобы завтра эти малыши стали нашими постоянными читателями.
Для групп, в которые ходят дети старшего возраста, мы готовим мероприятия посложнее. С этими детьми мы не только читаем сказки, рассказы, но и спрашиваем их мнение о прочитанном, стараясь развить у детей способность самостоятельно мыслить, иметь собственное мнение и не бояться его высказывать. Всё это совершенствует речевую активность, развивает бережное отношение к книге, воспитывает нравственное, гуманное отношение к людям.
Но не только на книге сфокусировано наше внимание. Проведя несколько мероприятий в детском саду, мы сразу обратили внимание на повышенный интерес детей к детским журналам. И это неспроста. На нашу просьбу поднять руку тех, у кого дома есть детские журналы, было поднято всего несколько детских рук. По нашим наблюдениям родители редко покупают своим детям журналы (не говоря уже о подписке), не обращаются за ними и в библиотеку. Порой они даже не знают об их существовании и ограничиваются только чтением книг. А между тем, именно журналы представляют для ребёнка больший интерес, чем книги. В журналах в лёгкой и доступной для ребят форме сконцентрирована информация из разных областей знаний: много интересного о природе, из истории своей страны и других государств, о выдающихся людях. Нередко из журналов дети черпают первые сведения об искусстве.
Однако не только информация привлекает ребят. Притягивают взор яркость и красочность оформления. Очень большое значение имеет то, что журналы учат рисовать, мастерить, вырезать, склеивать.
Когда мы приносим в группы детского сада журналы, дети с восторгом и трепетом вмиг разбирают их. С интересом смотрят, комментируют, обмениваются мнениями.
Используя журналы, мы составляем для детей викторины и конкурсы. В лёгкой занимательной форме предлагаем детям выполнить задания, в которых содержатся азы математики и грамматики. И ещё очень важный момент – благодаря детским журналам мы приобщаем малышей к поэзии, знакомим их с современными поэтами.
Исходя из всего этого, получила распространение ещё одна форма работы с детьми – библиографические обзоры детской периодической печати, которые мы проводим теперь регулярно.
Библиотека им. Леси Украинки насчитывает более десяти наименований детских периодических изданий на украинском, русском и румынс
ком языках. Это такие издания как: «Стежка», «Яблунька», «Джмиль», «Барвинок», «Журнал сказок», «Мурзилка», «Весёлые картинки», «А почему?», «Юный натуралист», «В мире животных», «Draga mea» и другие.
Особое внимание мы уделяем знакомству с журналами и книгами на украинском языке. Это имеет важное значение для формирования национального самосознания. И хотя дети 5 – 6 лет ни о каком национальном самосознании понятия не имеют, для нас взрослых важно, чтобы они приобщались к культуре своих мам, пап, бабушек и дедушек. Чтобы эта нить между поколениями не прерывалась, и, чтобы язык, на котором говорили их предки, звучал для них с детских лет и был родным.
В заключении хочется сказать, что усилия работников библиотеки направлены на привлечение всех детей к неисчерпаемому источнику знаний — КНИГЕ. А библиотека им. Леси Украинки стала центром общения детей разных национальностей, настоящим храмом ЧТЕНИЯ, в котором каждый чувствовал бы себя желанным гостем.
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu