joi, 12 februarie 2009

ЧТО ЧИТАТЬ ПОДРОСТКУ? МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ


О.Б. КУЗНЕЦОВА,
заведующая библиотекой лицея им. Н.В. Гоголя

«Чтение – это привычка, которой не учат, а заражаются.»
Даниэль Пеннак

Сегодня подростковое чтение вызывает как интерес, так и беспокойство со стороны педагогов, родителей и библиотекарей.
Большинство родителей уверены, что их дети практически не читают, то их выбор – «глянцевая макулатура», не способная дать ничего «ни уму, ни сердцу».
Отсутствие комплектования школьных библиотек лишает нас роли руководителей подросткового чтения, поэтому возрастает ответственность родителей за формирование вкуса и привычки к чтению.
Чтобы изучить проблему, мы обратились к родителям учеников 6-9-х классов, с просьбой ответить на вопросы анкеты. В анкетировании приняло участие 132 респондента.
129 родителей ответили, что покупают книги своим детям, а это 97,7%. На вопрос: Какие книги покупают?
– 41,7% ответили – энциклопедии, справочники;
– 14,9% – произведения по программе;
– 43,4% – художественную литературу по интересам ребенка.
В нескольких анкетах было отмечено, что литературу по программе ребенок берет в библиотеке, к счастью она у нас есть в достаточном количестве. Конечно, ответы порадовали. Ведь мы с вами прекрасно понимаем, что покупка книг стала дорогим удовольствием. Так может нам и не о чем беспокоиться?
На вопрос «Чем руководствуетесь при покупке книг..?» мы получили следующие ответы:
а) информационным обеспечением ученика – 29%;
б) расширеним кругозора – 45%;
в) духовно-нравственным воспитанием – 25%;
г) ничем – 0,4% (1 родитель).
Нельзя не обратить внимание на явный приоритет интеллекта над духовно-нравственным воситанием и развитием ребнка у родителей. Это легко обьясняется современной жизнью, но вряд ли может утешить, ведь на самом деле это понимание того, что доброму, отзывчивому, способному к состраданию человеку гораздо труднее жить, чем умному эгоисту. Но вот ведь парадокс: рядом с собой мы хотим видеть любящих детей, добрых друзей, понимающих нас, родителей, учителей, честных продавцов, добросовестных чиновников!
Современные исследования подросткового чтения подтверждют точку зрения о большом значении мнения родителей при выборе книг. И что же советуют читатели-родители – читателям-детям?
Ничего – 29 родителей, или 22%; по человеку отетили: «разную», «всё».
9% родителей дали серьёзный список хорошей литературы, среди которой произведения родной и зарубежной классики.
Только 7 родителей – 5,3% знакомы сами и реукомендовали своим детям книги современных писателей: Акунина, Коэлью, Роулинг.
Произведения школьной программы – 12 родителей, или 9%.
Энциклопедии – 10 родителей, или 7,5%.
Далее идёт литература, знакомая уже многим поколениям читателей.
Предлагаю вам список авторов, упоминаемых респондентами:
Верн Ж. – 13 раз.
Каверин. «Два капитана» – 10 раз.
Рид М. – 5 раз.
Дюма А., Лондон Д., Твен М., Роулинг Д. Мифы, сказки – по 4 раза.
Дефо Д., О’Генри., Пантелеев и Белых, Полевой Б., Булгаков М. – по 3 раза.
Библия, Сетон-Томсон, Даррелл, Стругацкие, Булычёв К. – по 2 раза.
Беляев А., Брэдбери, Васильев Б., Велтистов, Ильяна, Купер Ф., Свифт Д., Толкиен, Уэльс были упомянуты по одному разу.
Думаю, что вы не удивились, прочитав этот список. Всё было предсказуемо.
Ну что же, мы рады, что подростки прислушиваются к вашему мнению, дорогие родители. А поговорить?
– 52,2% – обсуждают прочитанное постоянно;
– 42,6% – делают это иногда;
– не обсуждают с детьми прочитанное 1,5% опрошенных.
А кто же всё-таки главный советчик в выборе книги для подростка? Ну, конечно же, они сами, родители – 36,6%, и:
– сверстники – 25,45%;
– учителя – 24,56%;
– мы библиотекари – 8%;
– издательства – 4,5%.
Это – мнение родителей, а мнение библиотекаря, возможно, будет другим.
Реклама издательств, на мой взгляд, имеет гораздо большее значение, чем мы предполагаем. Как часто мы, делаем выбор книги, прочитав аннотацию? Всегда ли получаем обещанное? Но интригующее, необычное название, огромный тираж способен сбить с толку взрослого читателя, а уж тем более – подростка. Издательский бизнесс остаётся одним из прибыльных, а ведь книги не только переиздаются, но и печатается огромное количество современных авторов, о которых мы с вами даже не слышали.
Недавно, проводя библиотечный урок в 6 классе, я спросила: «Что вы читаете?» Ответ меня обескуражил: «Ничего». «Не верю! – сказала я и спросила – кто читал книги Д. Роулинг о Гарри Поттере?» 90% класса ответили, что читали. Оказалось что читают и Б. Акунина, и С. Лукьяненко, и К. Льюса, и Толкиена. Но почему сначала почти хором ответили, что не читают ничего. Может быть это мы, взрослые, им внушили, что они, нечитающее поколение, или какой-то разгильдяй – одноклассник высмеял их, увидев с книгой в руках?
Мы взрослые, должны сами чаще брать в руки книги, и не только детективы. Мы просто обязаны знать, что читают наши дети, чтобы быть готовыми помочь им понять главное, чему должна учить настоящая литература. Такие неравнодушные родители у нас есть, они часто заходят в библиотеку, помогают выбирать книги, читают и обсуждают прочитанное со своими детьми. Это мама двух замечательных детей Алины и Виталика Могильда – Татьяна Андреевна Раецкая, родители Коли Моруса – Татьяна Борисовна и Юрий Николаевич, мама 2-х учеников 5-го и 7-го классов Анастасьева Галина Викторовна, Зуенко Людмила Михайловна, Борщ Оксана Ивановна, Байчевы Мария Николаевна и Василий Степанович.
«Помогите, пожалуйста, достать вон ту книгу с верхней полки!» – обращается к 10-и класснику первоклассник. И я наблюдаю, как, снисходительно улыбаясь, выросший на моих глазах читатель, берет с полки энциклопедию и передает ее в руки малышу. Жизнь продолжается и очень приятно, что библиотека не перестает быть для наших детей важным и привлекательным местом не только образования, но и досуга.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu