miercuri, 2 martie 2011

МЕСТЕЧКО

Olga SIVAC, Biblioteca “I. Mangher”


Еврейское местечко с синагогой
И с ворохом гешефтов и забот.
Рожденный под звездой его убогой
 Я  в нем не жил, оно во мне живет.

(Автор не известен)

Первого марта, в первый день весны, в преддверии самого веселого еврейского праздника Пурим, в стенах Еврейской библиотеки встретились учащиеся старших классов лицея им. Т. Герцля, их учитель по ивриту Мила Шпиль, сотрудники библиотеки и отправились в виртуальную экскурсию по восточно-европейскому местечку.

Местечко, от польского слова «мястечко» - городок, зародилось в Польше на рубеже 15 и 16 веков. Для этих маленьких городков характерно было то, что среди населения преобладали евреи, которых польская аристократия приглашала для ведения хозяйства в своих поместьях, привлекая их сравнительно благоприятными условиями. Местечки на территории Польско-литовского государства относительно беспечно, если не вспоминать погромы Богдана Хмельницкого, просуществовали до 1772 года, превратившись в своеобразные центры патриархального быта восточноевропейского еврейства, его религиозно-культурной обособленности и духовно-социальной автономии еврейской общины.

После завершения раздела Польши между европейскими титанами Пруссией, Австрией и Россией, местечки вместе с многочисленным еврейским населением оказались в пределах российской черты оседлости - на территории 15 западных российских губерний, в том числе и в Бессарабии с 1812 года. В пределах Российской империи местечко, на идише – штетл, приобрело особый статус в конце 19 века, когда 3 мая 1882 года Александр III подписал «Временные правила», запрещавшие евреям:

А) Селиться в сельской местности;

Б) Приобретать недвижимое имущество вне местечек и городов и арендовать земельные угодья;

В) Торговать в воскресенье и христианские праздники.

Вплоть до начала 20 века жизнь в еврейских местечках Украины, Бессарабии, Белоруссии и Литвы держалась на трех китах: дом, синагога и рынок. Но уже в конце 19 – начале 20 века эмансипация евреев, процесс индустриализации и урбанизации, которым они сами способствовали в какой-то мере, поколебали жизненные устои местечка. За Кишиневским погромом 1903 года последовала революция 1905 года и еще один погром, первая мировая война, за ней Февральская революция, затем Октябрь 1917, гражданская война… Все эти события не могли не сказаться на жизни еврейского местечка. Бессарабии в этом плане, можно сказать, повезло больше, чем соседней Украине. После 1918 года оказавшись подданными Румынского королевства, местные евреи получили легкую передышку вплоть до конца 30-х годов, когда к власти в Румынии пришел профашистский режим Антонеску.

Окончательный удар по идиш кайту (идиш культуре) и собственно по еврейскому местечку нанес Холокост. После окончания второй мировой войны евреи вернулись в свои местечки, особенно в Бессарабии и Литве. Однако, это были уже другие евреи - пережившие трагедию Холокоста, да и государственная политика, при которой к 1960 году в бывшем СССР не осталось ни одной еврейской школы, а на всей территории Советской Молдавии осталась только одна синагога в Кишиневе, не способствовало возрождению Еврейского Местечка.

Вот об этой истории и шел разговор во время нашей встречи, истории еврейского местечка, которую мы попытались проиллюстрировать отрывками из замечательных произведений еврейских писателей от Менделе Мойхер Сфорима, Башевиса Зингера, Шалом Алейхема до Зелика Бардичевера, Герцля Ривкина, Ихила Шрайбмана, Моисея Лемстера и Якова Тихмана. Этот список можно продолжать почти бесконечно потому, что тема еврейского местечка в мировой литературе и искусстве занимает одно из центральных мест. Участники встречи посмотрели уникальный фильм, поставленный в 1927 году гениальным Соломоном Михоэлсом.

«Еврейское Счастье» - это экранизация небольшого рассказа Шалом Алейхема, главную роль исполняет сам Михоэлс, а действие разворачивается в местечке Бердичев.

В зале библиотеки мы попытались воссоздать атмосферу традиционного местечкового дома, хозяева которого собрались за трапезой в Шаббатний вечер.

Ностальгическую нотку в нашу встречу вносили картины и панно художников, членов клуба «Арткафе Браво».

Остается пожелать ребятам удачной поездки по утраченному раю «мира наших отцов» а для них уже дедов, и даже, если они не найдут в современной Украине настоящих местечек, они будут внутренне готовы оценить и почувствовать ту жизнь, которая нашим современникам кажется куда более цельной, духовной, человечной и трогательной.

Niciun comentariu:

Trimiteți un comentariu